Официальный портал Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ
ПомощьРегистрацияНапомнитьВойти
Московская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ Московская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ

8.499.138.51.34

119331 г. Москва,
ул. Марии Ульяновой, д. 9, корп. 1

moopzdr@medicalprof.ru
Сайты профсоюзных организаций:
— Московская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Министерство здравоохранения Московской области— Молодежный Совет МООП РЗ РФ— Санаторно-курортное объединение "Medicalprof"— Воскресенская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Дмитровская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Жуковская городская организация профсоюза— Зарайская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Ивантеевская городская организация профсоюза работников здравоохранения— Клинская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Коломенская городская организация профсоюза (город+район)— Профсоюзная организация МУЗ "Коломенская ЦРБ"— Профсоюзная организация ГБОУ СПУ МО "Коломенский медицинский колледж"— Луховицкая районная организация профсоюза— Павлово-Посадская городская организация профсоюза— Первичная профсоюзная организация ГБУЗ МО "Подольская городская клиническая больница"— Первичная профсоюзная организация МЛПУ "Красногорская городская больница №3"— Первичная профсоюзная организация ГБУЗ МО Люберецкая станция скорой медицинской помощи— Первичная профсоюзная организация МУЗ "Бронницкая городская муниципальная больница"— Первичная профсоюзная организация ГУ МО «Бюро судебно-медицинской экспертизы»— Первичная профсоюзная организация "Московской областной станции переливания крови"— Подольская территориальная организация профсоюза— Раменская районная организация профсоюза— Реутовская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Солнечногорская городская организация Профсоюза работников здравоохранения РФ— Ступинская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Талдомская районная организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Шатурская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Щелковская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ
ГлавнаяНовостиГод профсоюзной информацииНаш профессиональный союзПравовая защита работниковОплата труда работниковОхрана труда работниковСоциальное партнерствоВыступления председателя МОК профсоюзаОбщественный контрольМероприятияОрганизационная работаМеждународные отношенияОздоровлениеОткрытые отчетыБиблиотекаПолитика конфиденциальностиЧасто задаваемые вопросы

Рассылка новостей портала

Наши партнёры

Правительство Московской областиМинистерство здравоохранения Московской областиМосковская областная ДумаОбщественная палата Московской областиТФОМС МО

 Instagram

 

 

РТК

 

Твой Профсоюз - твоя защита 

 

Канал Ютуб

 

Профсоюз ТВ

Доклад Председателя на II Пленуме 10.12.2015 г.

785

 

 

Выступление председателя МООПРЗРФ на II Пленуме областного  комитета: «О ситуации в медицинских организациях Московской области, связанной с реализацией законодательства о специальной оценке условий труда и задачах выборных органов организаций Профсоюза при осуществлении ими контрольных функций».

 10.12.2015г., Московская область, Рузский муниципальный район,

сельское поселение Старорузское.

Санаторий Дорохово.

Уважаемые коллеги!

   На сегодняшний день охрана труда, улучшение условий труда, а также сохранение здоровья работников являются одним из самых приоритетных направлений деятельности всех Профсоюзов.

   Не случайно по этому вопросу были приняты резолюции на состоявшихся в текущем году Съездах ФНПР и Профсоюза работников здравоохранения России, а также решение 26 отчетно-выборной конференции Московского областного объединения организаций профсоюзов. Во исполнение которых, мы, по сути дела, и работаем, тесно сотрудничая с работодателями. То есть, всё шло привычно, пока не были приняты законы и нормативно-правовые акты по специальной оценке условий труда, вместо аттестации рабочих мест, которые резко ухудшили положение работников!

   Причем, как и почему это произошло, никому не понятно. Ведь на съезде ФНПР в 2011 году Президент страны говорил, (цитата): «…Необходима и полная ясность в процедуре признания рабочего места вредным, а на таких производствах у нас занято более 27% работников. Я знаю, что сотрудники многих предприятий опасаются, что их рабочее место в результате субъективного  решения администрации, может быть признано безопасным, а в реальности дляулучшения условий не будет сделано ничего. Но вот льготы, положенные по Трудовому кодексу, у людей могут отобрать. Таких ситуаций и произвольных решений мы не можем с вами допустить. Рассчитываю, что вопросы охраны труда профсоюзы и дальше будут держать под постоянным контролем,взаимодействовать с органами государственного надзора».

В этих нескольких фразах Президента заложена вся суть нашего сегодняшнего разговора. Казалось бы, чего проще? Исполняй сказанное.  Так нет!           К сожалению, в результате принятия нового законодательства по спецоценке случилось то, чего так опасались и профсоюзы и  Президент:   при не изменённых условиях труда - изменились критерии их оценки.  А это привело к признанию некоторых рабочих мест безопасными, с отменой гарантий и компенсаций работникам.

         Напомню развитие событий.

 В конце декабря 2013 года (по мнению профсоюзов поспешно),  были приняты два федеральных закона: № 421 и 426 ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2014 года.

  В январе 2014 года в нарушение статьи 35.1 Трудового кодекса РФ (то есть, без рассмотрения на Российской трехсторонней комиссии), принят приказ Минтруда и соцзащиты № 33-н.

  Этим приказом, вступившим в силу с 8 апреля, утверждена «Методика проведения спецоценки» и «Классификатор вредных факторов».

  Почему поспешно? Потому, что не было проведено полноценной общественной экспертизы. Конечно, вопросы спецоценки неоднократно обсуждались на различных уровнях власти.      Профсоюзы в этих обсуждениях тоже принимали участие, и всегда отмечали, что реализация предлагаемых законов реально ухудшит положение многих сотен тысяч работников. Но, к сожалению, нас не услышали.

         Главное с чем не согласны Профсоюзы.

- Новый «Классификатор вредных факторов» не учел «Критерии гигиенической оценки факторов рабочей среды и трудового процесса», подписанные главным санитарным врачом РФ, что  привело к необъективной оценке условий труда.  А ведь именно они применялись с 1990 г. при аттестации рабочих мест по условиям труда и их никто не отменял!

- Кроме того, 426-ым федеральным  Законом предусмотрена оценка только тех факторов трудового процесса, которые можно измерить.

   Например, биологический фактор. Он изначально оценивался только в организациях, имеющих лицензию на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами и возбудителями паразитарных болезней. В остальных организациях, в том числе оказывающих медицинскую помощь, биологический фактор вообще не учитывался.

- Еще один аргумент против. По новым правилам, не подлежат оценке факторы интеллектуального и эмоционального характера, т.е. не учитывается нагрузка на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. А это очень важно для нашей отрасли!      Потому, что начиная с 1974 года, медицинским работникам по факторам интеллектуального и эмоционального характера (а ведь их невозможно ни замерить, ни устранить)  предоставлялись гарантии и компенсации в виде:

  - дополнительного отпуска продолжительностью не менее двух недель;

  -  и сокращенного рабочего дня.

- Ещё один минус. Профсоюзы  предупреждали, что необходимо определенное время для становления организаций, проводящих спецоценку. Нужен системный контроль качества проведения спецоценки. И, что обеспечить его в полном объеме государство не в состоянии.

  Безусловный плюс нового закона мы видим в том, что значительно повышена степень участия Профсоюзов при проведении спецоценки. В комиссии при ее проведении должны обязательно включаться представители работников.          Профсоюзам дано право  на получение соответствующих разъяснений результатов спецоценки и их обжалование (причем даже в судебном порядке), а так же право инициировать, в случае необходимости, проведения внеплановой спецоценки.

    Наверняка вы помните, что начиная с января 2014 года, учитывая все эти разногласия, мы настойчиво рекомендовали руководителям и профлидерам не торопиться с проведением специальной оценки условий труда, особенно там, где была проведена и продолжала действовать аттестация рабочих мест.

 Мы предупреждали, что Профсоюз работников здравоохранения ведет переговоры с Правительством РФ, что нормативы по спецоценке будут скорректированы с учетом особенностей нашей отрасли.

 Однако, часть коллег нас не услышала.  Они «поторопились» (в кавычках) провести спецоценку. В результате работники лишились гарантий и компенсаций.

   Например, проверкой обкома установлено, что в декабре 2014 года в Щелковской районной больнице № 1 проведена спецоценка палаты реанимации и интенсивной терапии. В результате установлен  второй (допустимый) класс условий труда. Т.е. врач, анестезиолог-реаниматолог лишится всех ранее установленных льгот: отпуска продолжительностью 21 календарный день, а так же компенсационного повышения зарплаты.

   В Левобережной городской поликлинике города Химки, участковым врачам–терапевтам  также  установлен  второй (допустимый) класс.      И таких примеров можно привести много.

    А вот  во Фрязинской городской больнице рабочие места палат реанимации и интенсивной терапии оценены по классу вредности -3.2. Так же и в  Городской поликлинике № 2 города Химки. Участковым врачам–терапевтам установлен класс вредности 3.1. Как видите, даже в рамках одного города, установлен разный класс условий труда участковым врачам. Ясно, что такое положение несправедливо, недопустимо и требует немедленного устранения!

   Так, что же изменилось? Почему на аналогичных рабочих местах – разные результаты спецоценки? Все зависит от времени её проведения. Как мы и предупреждали, с 21 февраля 2015 года, при проведении спецоценки рабочих мест медицинских работников - стал учитываться биологический фактор без проведения измерений. Основанием этого явился приказ Минтруда и соцразвития № 24-н.

     Надо сказать, что принятие решения по биологическому фактору было очень сложным. Десятки тысяч профсоюзных организаций работников здравоохранения по всей стране заявили о своём несогласии с законом о спецоценке  и методиками.  Центральный Комитет нашего Профсоюза и НФПР активно отработали свою часть и уже получен положительный  результат. Общие усилия привели к тому, что рабочие места медицинских работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, отнесены к вредным. Причём,  без проведения измерений, но в  соответствии с группой патогенности микроорганизмов, которая определена СанПином.

    Кроме того в апреле 2015 года принят приказ Минтруда № 250-н, который вступил в силу со 2 июня 2015 года. Приказом утверждены особенности  проведения спецоценки на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников. Т.е. появились новые основания признания вредными рабочих мест скорой медицинской помощи, отделений реанимации, интенсивной терапии, операционных и других.

На наш взгляд, это типичный пример возможностей  Профсоюзов по отстаиванию законных прав и интересов работников.  И наша задача, профсоюзных организаторов всех уровней, рассказать об этом людям!

  На слайде видно, что время с 1 января 2014 г. по 21  февраля 2015, а для отельных категорий медработников и до 02  июня   2015 г. было «темным периодом».

 Результаты спецоценки, сделанной в это время - неутешительны. Условия труда на рабочих местах многих медработников признаны допустимыми.

  Между тем, здравоохранение занимает пятое место по распространенности профессиональных заболеваний. Да и по общей заболеваемости мы значительно опережаем другие отрасли.  Вашему вниманию предлагаем слайд, опубликованный в журнале «Охрана труда: просто и понятно», из которого видно, что причиной 63% профзаболеваний у медицинских работников является биологический фактор. По данным выборочных исследований уровень заболеваемости острыми и хроническими инфекционными заболеваниями среди медработников превышает аналогичную заболеваемость населения более чем в 7 раз.

  А мы полтора года проводили спецоценку без учета биологического фактора и особенностей для отдельных рабочих мест!

    Возможно ли исправить сложившуюся ситуацию?

  Конечно: «Да»! Мы просто обязаны это сделать. Тем более, что статья 17 Закона о спецоценке дает нам такую возможность. По этому вопросу есть разъяснение Минсоцразвития от 20 марта 2015 г. (вы найдете его в раздаточных материалах).

  Для этого, профсоюзный комитет обязан обратиться к работодателю с требованием проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Обосновать эти требования следует не только введением новых правил, но, прежде всего тем,  что  надо устранить допущенную несправедливость. Ведь, если этого не сделать, работники на одних и тех же рабочих местах окажутся в неравных условиях.

  Примеры проведения внеплановой специальной оценки условий труда по инициативе профсоюза уже есть.

   Так, в поликлинике МОНИКИ имени Владимирского,  224 рабочих места  были  оценены как допустимые. После проведения внеплановой спецоценки, с учетом биологического и других факторов вредности, почти всем рабочим местам изменили  класс вредности на 3.1. и  3.2.

 Аналогичная ситуация сложилась и  в городской поликлинике Шаховской районной больницы. Совместная работа профсоюзного комитета с администрацией больницы позволила провести внеплановую СОУТ на 20-ти рабочих местах, которые так же были признаны вредными. С учетом биологического фактора, им присвоен класс 3.1.

 Мы попросили наших коллег поделиться своим небольшим, но от этого таким ценным практическим опытом. Надеюсь, мы услышим их выступления в прениях.

  Пользуясь случаем, обращаемся ко всем профсоюзным комитетам, которые работают в организациях здравоохранения проведших спецоценку по «старому».  Воспользуйтесь правом, которое нам дал законодатель, и инициируйте, пожалуйста, проведение внеплановой специальной оценки  условий труда.

   Хотелось бы, еще раз обратиться к тем работодателям, которые провели спецоценку до июня 2015 года, желая сэкономить.   В период действия аттестации рабочих мест, преждевременная спецоценка за счёт средств ОМС – это, по сути, нецелевое использование средств. И их, возможно, придётся восстанавливать.  Кроме этого, ваши организации понесут дополнительные расходы на внеплановую  спецоценку. Так,  что экономия получается сомнительная!

Уважаемые коллеги!

  Предлагаю вашему вниманию краткий статистический анализ результатов спецоценки.

   По данным Росстата, до её введения в России, т.е. до первого января 2014 года, работников, занятых во вредных условиях труда было 32%., т.е. практически каждый третий работник в нашей стране, трудился во вредных условиях. В Московской области (по данным Министерства социального развития) этот показатель был ещё выше - 36, 56%.

   Федеральный закон о спецоценке реализуется в РФ уже почти 2 года. Поменялась ли ситуация в Московской области? Пока, что у нас есть только промежуточные цифры, но какие!

  Так, за 9 месяцев 2015 года в Московской области, проведена спецоценка на почти 72 тысячах рабочих местах, на которых трудятся более 92,5 тысяч работников.  Вредные условия труда подтверждены только  на 10 тысячах рабочих местах, а это лишь 14,%!

  То есть, более чем двукратное снижение! Что это? Результат значительного, скачкообразного улучшения условий труда на рабочих местах, за столь короткое время?  Или это просто результат применения иной системы оценки?  Когда, те же самые условия труда, поместили в «другую систему координат» и результат не заставил себя долго ждать – условия труда оказались лучше!

  В результате получилось то, о чём говорил Президент: «Беспардонное» лишение льгот работников, безо всяких улучшений условий их труда и без  компенсационных выплат. Этакая экономия средств за счет здоровья своих же работников!

  В здравоохранении Московской области спецоценка в 2014-2015 гг. проведена на 20,8% рабочих мест и приблизительно половина прошла без  учёта биологического фактора. Ещё 43,2% рабочих мест прошло аттестацию, а остальные  36%   не оценивались. Получается, что к концу 2018 года, спецоценке подлежит 90% рабочих мест. По состоянию на 1 октября 2015года в учреждениях здравоохранения работало 115012 человек, а количество рабочих мест в учреждениях составляет около 72% от числа работающих.  Поэтому, на 1 октября у нас было  82808 рабочих мест. Если проводить спецоценку планово, то необходимо ежегодно оценивать не менее 20% рабочих мест и, при стоимости рабочего места около 3 тыс. руб.,  за пять лет нам необходимо освоить 225 млн. руб. Но по требованию 426-ФЗ мы должны завершить спецоценку 90-а% рабочих мест   за оставшихся три года. Поэтому, вместо 45 млн. руб. в год нам необходимо 67,5 млн., то есть на 22,5 млн. больше чем по плану.   И эти расходы надо предусмотреть.

  Но, вернёмся к гигиеническим нормативам. На их применении для оценки уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды, настаивают не только профсоюзы.    Такую же позицию занимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

   В своем обращении в Правительство РФ в июле 2015 г. они отмечают, что новые (применяемые в настоящее время) Критерии значительно отличаются от гигиенических нормативов, и применяются в нарушение статьи 3 федерального закона о спеоценке.

   Служба поддерживает позицию ФНПР о недопустимости использования для оценки условий труда каких-либо других показателей, не имеющих гигиенического обоснования и  не отражающих степень воздействия производственных факторов на состояние здоровья.

  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обосновывает свою позицию тем, что нормативно-правовая база, на основании которой проводится гигиеническая оценка условий труда создавалась силами профилактической медицины и санитарно-гигиенической службы более 60 лет. В этой сфере создано более 270 нормативно-правовых актов.

   Так, что Профсоюзы на правильном пути и продолжают бороться за права работников. За справедливую, объективную оценку условий их труда, а  не за «заказную», целью, которой является экономия.  Причём экономия на здоровье работников!

Уважаемые коллеги!

  Теперь хотелось бы остановиться на качестве оценки условий труда при проведении, как аттестации, так и СОУТ. Про аттестацию мы будем говорить, потому, что результаты её всё ещё действуют.

   Мониторинг показывает, что вследствие некачественной оценки условий труда,  «вредности» лишаются не только отдельные рабочие места медицинских работников, но и целые коллективы.

  Например, некоторые  организации, в своё время, проводили аттестацию рабочих мест медиков с учетом лишь одного фактора – освещенности.     Без учета  напряженности труда! При этом, такой фактор, как психоэмоциональная напряженность труда, до введения спецоценки,   должен был учитываться. Это предусмотрено «Гигиеническими критериями …».

 Теперь же, после такой некачественной аттестации, некоторые главные врачи  говорят: «Лампы на новые поменяем, и дополнительный отпуск отменим». Что можно сказать таким руководителям? Такое отношение к людям ни уважения, ни доверия к вам  с их стороны не прибавляет!

  Еще один пример. Можно ли считать условия труда медицинских работников различными в соседних больницах?  Ответ очевиден.  Условия труда процедурной медицинской сестры одни и те же в любой медицинской организации.      Её функциональные обязанности определены Квалификационным справочником, утверждённым приказом Минздрава, а так же санитарно-эпидемиологическими требованиями, утверждёнными главным государственным санитарным врачом.  Как же может быть, что в одной больнице процедурной медсестре установлен второй класс (допустимый), а в другой -  класс 3.1. (вредный)?

   Наши опасения подтвердились. С сожалением приходится констатировать, что не всегда медицинские работники получали и продолжают получать объективную оценку условий своего труда на рабочих местах.  Аттестующие организации,   порой просто не способны провести объективную оценку рабочих мест, в связи с отсутствием необходимого оборудования и квалифицированных специалистов.

   Возможно по этой причине, а может быть из-за банальной жадности, они не гнушаются откровенными фальсификациями. Пример: в одной из больниц и исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах были проведены в один день!  Организация, проводившая спецоценку, не постеснялась документально это подтвердить в протоколах измерений и других документах Отчета о проведении спецоценки. И, это при том, что хронометраж только одного рабочего места  по оценке тяжести трудового процесса требует проведения измерений в течение рабочей смены! Что это? Иллюстрация низкой  квалификации или продажности сотрудников аттестующих организаций?

    Есть и другие нарушения. Так, в одной из больниц, к проведению измерений были привлечены лица, не работающие в организации, проводящей специальную оценку условий труда. При этом, протоколы проведенных измерений подписаны работником организации, их не проводившим, что так же следует расценивать как фальсификацию.

  Следует отметить и то, что наши коллеги, представлявшие профсоюзную сторону и  принимавшие участие в работе комиссий, не всегда принципиально отстаивали интересы работников, занимая порой сторону работодателя. Как это расценивать? Оказались не готовы, так как мало знаний по этому вопросу? Или не хватило характера?  Как бы там ни было, но остались обманутыми ожидания людей!

      При этом, обком не один раз предупреждал, что вектор в решении вопросов оценки условий труда сместился.  Теперь вся ответственность легла на председателей и профкомы первичных профсоюзных организаций, которые в силу федерального закона обязаны привлекаться к работе в комиссиях.

   К чему же всё это приводит? Следствием разных подходов при оценке аналогичных рабочих мест является то, что работники уходят туда, где «лучше», туда, где предоставляется и дополнительный отпуск за вредные условия труда и выплаты. Такие случаи нам тоже уже известны. При серьезном кадровом дефиците это не только не в интересах профсоюзного комитета, но и работодателя! Доверие теряют и те и другие.

     Профсоюзными проверками установлены также факты отмены или уменьшения  работодателями дополнительного отпуска работникам за работу с вредными условиями труда. Показательным является приказ главного врача одной из больниц, который отменил дополнительный отпуск «в целях сохранения уровня заработной платы отдельным категориям работников (читай – выполнение Указа Президента), недопустимости увеличения кредиторской задолженности и до улучшения финансового положения".  Причём, сделал это главный врач в одностороннем порядке и, несмотря на действующий коллективный договор.

    Что это? Признак того, что  все иные резервы уже использованы? И, при этом, спецоценка воспринимается, как спасительная возможность, отменив дополнительный отпуск, сэкономить на работниках?

     То есть, несмотря на установку Президента, на его Указы, направленные на повышение благосостояния работающего человека, мы всё равно видим попытки «забраться к людям в карман». Получается, что проблемы финансирования отрасли пытаются решить за счет самих медицинских работников. Обращаю на это внимание и ТФОМС МО  и МЗ МО. Таких ситуаций допускать нельзя.

   Но, конечно, есть и положительные примеры.  Нам известно о правильно организованной и проведённой спецоценке во Фрязинской городской больнице, Можайской районной больнице и  других. Более подробно о нюансах этой работы  мы, надеюсь, услышим в прениях.

         Уважаемые коллеги!

   Обращаю Ваше внимание на то, если по результатам спецоценки на рабочем месте определена вредность, то все ранее установленные гарантии и компенсации никуда не исчезают. Они  сохраняются в силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ.

  К гарантиям и компесациям относятся ежегодный дополнительный отпуск, повышенный размер заработной платы и сокращение рабочего времени.

    Эта норма подтверждена и отраслевым Соглашением, которое обязательно для всех государственных учреждений здравоохранения Московской области.

      Одна из компенсаций, предоставляемая по результатам спецоценки - это повышенный размер оплаты труда.

  Трудовым Кодексом, в статье 147, установлен минимальный размер повышения должностного оклада работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, который составляет 4%.

  В Положении об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, с 1 июля 2015 года, размер повышения должностных окладов работников составляет от 4 до 24%.       Это значит, что конкретный размер повышения оплаты труда должен быть устанавлен в локальном нормативном акте учреждения, либо в коллективном договоре или в  трудовом договоре. Не лишним будет напомнить, что принимаются такие приказы  с учетом мнения профкома.

    К сожалению, администрации многих учреждений здравоохранения до сих пор не желают повышать оплату труда по результатам спецоценки, так как считают, что многие работники уже и так получают выплаты в размере от 15 до 60% должностного оклада.

Действительно, на протяжении многих лет, в нашей отрасли различным категориям работников устанавливаются выплаты в размере от 15 до 60% должностного оклада.       Размер выплат не изменялся, но изменялись основания их предоставления:

      - вначале это было: (цитата) «В связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда»;

   - затем: «В связи с вредными и (или) опасными условиями труда»; 

     - а с 1 июля 2015г.:  «За особый характер работы и специфику».

     Многие работодатели до сих пор ошибочно считают, что если работникам повышается оплата труда за особый характер работы и специфику (например, работникам хирургических отделений всех профилей  или  психиатрических и инфекционных больниц), то им не должна повышаться оплата труда по результатам спецоценки.

    Такие ошибки работодателей приводят к нарушению прав работников потому, что это разные основания для повышения оплаты труда.

   Выплаты за специфику и особый характер работы устанавливаются в зависимости от занимаемой должности, работы в том или ином структурном подразделении или учреждении.

        А повышение оплаты труда работникам по результатам спецоценки устанавливается только в случае, если будет доказано, что они работают с вредными и  условиями труда.

   Таким образом, если работник имеет право на повышение оплаты труда по двум этим основаниям, то повышение устанавливается по ним обоим. Если имеется только одно из оснований, то  по одному.

Уважаемые коллеги!

      К нам поступает большое количество обращений по сокращенному рабочему времени для медицинских работников.

      Если в Карте специальной оценки условий труда не установлено сокращение рабочего времени, то, иногда, работодатели полагают, что медицинские работники должны работать 40 часов в неделю. Это не так!

      Напоминаю, что сокращение рабочего времени для медицинских работников может быть установлено по двум основаниям.

        Первое, формальное. В данном случае имеется в виду установление соответствующими нормативно-правовыми актами продолжительности рабочего   времени   для медицинских работников в зависимости от должности   или специальности. Это статья 350 ТК РФ, а так же постановление Правительства РФ № 101.

     Второе - на основании специальной оценки условий труда.

    В нашем двустороннем отраслевом  Соглашении с Минздравом все это подробно отражено. Например, то, что работникам, имеющим право на сокращенную продолжительность рабочего времени по нескольким основаниям, она устанавливается по основанию, предусматривающему наименьшую продолжительность рабочего времени.

  С целью предупреждения возможных нарушений предоставления работникам гарантий и компенсаций,  мы, совместно с Министерством здравоохранения Московской области, подготовили  информационное письмо, которое Вы найдете  в раздаточных материалах.  Там же Вы найдёте и новую редакцию нашего двустороннего с Минздравом  Соглашения, с дополнениями и изменениями. 

                                     Уважаемые коллеги!

   Отдельно хотелось бы обратить Ваше внимание на факторы трудового процесса, которые по новым правилам не учитываются, но они очень важны  для оценки труда медицинских работников!

  Я имею в виду нагрузки интеллектуального и эмоционального характера. То есть, нагрузки на центральную нервную систему, органы чувств и  эмоциональную сферу работника.

  Эти факторы предусматриваются Гигиеническими нормативами и ранее применялись при проведении аттестации рабочих мест.  То есть, при оценке условий труда медицинских работников оценивалось наличие специфических  особых  факторов  вредности,  которые связанны с постоянным контактом с больными. С необходимостью ежедневно принимать оперативные решения, от которых непосредственно зависит здоровье, а, зачастую, и жизнь пациента.

       Именно это обусловливает постоянную эмоциональную и  психологическую напряженность работников, которые невозможно оценить и  инструментально замерить. А так же, невозможно устранить никакими организационно-техническими мероприятиями.

     В силу «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды» эти признанные неустранимые факторы вредности позволяют отнести  рабочие  места медицинских  работников  к  вредным  условиям (класс 3.1 и 3.2).

   В приказе же Минтруда при оценке напряженности трудового процесса учитываются только сенсорные нагрузки  и монотонность нагрузок. То есть, только те факторы, которые можно замерить и оценить. Нагрузки интеллектуального и эмоционального характера не принимаются во внимание.         

         В итоге получилось следующее: при проведении АРМ факторы психоэмоционального характера учитывались, а при проведении СОУТ – нет!

      Очевидно, что законодатель для проведения оценки условий труда медицинского работника формально применил «новую, иную систему координат». 

        При этом очевидно, что условия труда медицинского работника не изменились в лучшую сторону. Они, как минимум, остались прежними (население не стало более здоровым, врач, как и прежде, обязан ежедневно принимать решения, от которых зависит здоровье, а иногда и жизнь пациента). Более того, растет интенсификация труда медицинских работников,  как  следствие реорганизации и оптимизации отрасли, реализации программ развития здравоохранения.  При том, что обещанное федеральным  Минздравом нормирование труда пока не завершено.

     Считаем,  что  на  законодательном  уровне необходимо признать наличие напряженности труда медицинского работника, то есть учесть  психо-эмоциональный фактор.

  Кроме того, профессиональная деятельность медицинских работников нормативно регулируется Квалификационным справочником, Порядками, Стандартами оказания медицинской помощи и соответствующими СанПинами.

 Это  очень  весомый аргумент за установление медицинским работникам гарантий и компенсаций без учета спецоценки на законодательном  уровне.      Как, например, это уже сделано соответствующими федеральными законами и постановлением Правительства в отношении медицинских работников психиатрической, фтизиатрической и ВИЧ служб.

 Кроме того, вспомним, что Трудовым кодексом удлиненный оплачиваемый отпуск установлен педагогическим работникам. Также, за психо-эмоциональную напряженность труда.

    Считаю целесообразным вынести данное предложение в Постановление Пленума и обратиться с ходатайством в ЦК Профсоюза и депутату Государственной Думы В.В. Кабановой облечь наше обращение в законодательную инициативу, для принятия дополнений в законодательство о здравоохранении.

  Как видим, уважаемые коллеги, что нарушение принципов социального партнёрства между властью, работодателями и профсоюзами дорого  обходится  всем.   Нельзя было отнимать у работников компенсации за вредные условия труда, не предложив ничего взамен.

   Из происшедшего мы все должны извлечь уроки. Такие ситуации проверяют и социальных партнёров и людей. Власть – на склонность к коррупции.  Руководителей – на профессиональную пригодность и отношение к своим работникам. А профсоюзных лидеров – на способность проявить характер и принципиальность в защите тех, кто им это право доверил.

   Призываю  всех  присутствующих  взглянуть   на    свои личные действия  со  стороны, так как мы все являемся социальными партнёрами  в разном   качестве   и  на разных уровнях. Надо осознать, что необоснованный выигрыш одной из сторон в общем диалоге обязательно приведёт к нестабильности!

  Всем нам  следует  помнить, что сила каждого из социальных  партнёров  в  единстве, а  всех  вместе – в конструктивном  диалоге. 

0

Обсуждение:

Социальная ипотека для врачей

 

 Двустороннее отраслевое соглашение 2018-2020

 «…Вставай, поднимайся, рабочий народ!»

Известный журналист Андрей Караулов выпустил документальный фильм о проблемах в сфере социально-трудовых отношений в современной России

   Банер

 

 

Новые комментарии

04.04.2018 в 20:43
02.04.2018 в 11:16
29.03.2018 в 16:00
16.03.2018 в 12:16
02.03.2018 в 11:32

© МООП РЗ РФ, 2008-2018

119331, г. Москва, ул. Марии Ульяновой, д. 9, корп. 1
Телефоны (факс): (499) 138-03-40; (499) 138-03-94; (499) 138-03-57; (499) 138-51-34  
Электронный адрес: moopzdr@medicalprof.ru 

Политика конфиденциальности МООП РЗ РФ: обработка персональных данных пользователей и политика защиты персональной информации пользователей

Сайт создан в студии веб-дизайна «Legal Studio»

Яндекс.Метрика
0.1