Официальный портал Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ
ПомощьРегистрацияНапомнитьВойти
Московская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ Московская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ

8.499.138.51.34

119331 г. Москва,
ул. Марии Ульяновой, д. 9, корп. 1

moopzdr@medicalprof.ru
Сайты профсоюзных организаций:
— Московская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Министерство здравоохранения Московской области— Молодежный Совет МООП РЗ РФ— Санаторно-курортное объединение "Medicalprof"— Воскресенская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Дмитровская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Жуковская городская организация профсоюза— Зарайская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Ивантеевская городская организация профсоюза работников здравоохранения— Клинская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Коломенская городская организация профсоюза (город+район)— Профсоюзная организация МУЗ "Коломенская ЦРБ"— Профсоюзная организация ГБОУ СПУ МО "Коломенский медицинский колледж"— Луховицкая районная организация профсоюза— Павлово-Посадская городская организация профсоюза— Первичная профсоюзная организация МЛПУ "Красногорская городская больница №3"— Первичная профсоюзная организация ГБУЗ МО Люберецкая станция скорой медицинской помощи— Первичная профсоюзная организация МУЗ "Бронницкая городская муниципальная больница"— Первичная профсоюзная организация ГУ МО «Бюро судебно-медицинской экспертизы»— Первичная профсоюзная организация "Московской областной станции переливания крови"— Подольская территориальная организация профсоюза— Раменская районная организация профсоюза— Реутовская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Солнечногорская городская организация Профсоюза работников здравоохранения РФ— Ступинская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Талдомская районная организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Шатурская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ— Щелковская городская организация профсоюза работников здравоохранения РФ
ГлавнаяНовостиГод профсоюзной информацииНаш профессиональный союзПравовая защита работниковОплата труда работниковОхрана труда работниковСоциальное партнерствоВыступления председателя МОК профсоюзаОбщественный контрольМероприятияОрганизационная работаМеждународные отношенияОздоровлениеБиблиотекаПолитика конфиденциальностиЧасто задаваемые вопросы

Рассылка новостей портала

Наши партнёры

Правительство Московской областиМинистерство здравоохранения Московской областиМосковская областная ДумаОбщественная палата Московской областиТФОМС МО

 Instagram

 

 

РТК

 

Твой Профсоюз - твоя защита 

 

Канал Ютуб

 

Профсоюз ТВ

23 февраля 2018

Поздравляем с праздником мужества, благородства и чести – Днём защитника Отечества! Желаем Вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, жизни наполненной миром, счастьем и любовью близких людей!

Выступление председателя на V Пленуме МООП РЗ РФ

514

Файл: Vistuplenie-predsedatela-na-V-3044.doc (118,5 Кбайт, Zip-архив - 29,3 Кбайт)

 «Об участии организаций профсоюза работников здравоохранения в решении задач повышения уровня защищённости трудовых и социально-экономических интересов работников здравоохранения в ходе реформирования и модернизации здравоохранения Московской области» 14.11.2012г.

Уважаемые коллеги!

Здравоохранение - это отрасль, где очень остро видна любая несправедливость, равнодушие, унижение человеческого достоинства, потому, что именно здесь решаются вопросы жизни и смерти, здоровья и болезни. В Российском обществе сложилась ситуация, когда и пациенты и медицинские работники недовольны функционированием медицины. Пациенты не довольны качеством оказания помощи, вымогательством, возрастанием врачебных ошибок и грубостью работников, а медицинский персонал, в свою очередь, недоволен уровнем оценки обществом своего труда и в первую очередь зарплатой и социально-экономическим положением. Во многом, именно отсюда берут исток перечисленные негативные явления в отрасли. В отношениях: общество-пациент-медицинский работник - были времена, когда врачей возводили на пьедестал, а были - когда низвергали с него. Сейчас очередная спираль отношений - ближе к последнему. Средства массовой информации полны негативных примеров, а суды завалены исками о наказании врачей и лечебных учреждений. В этой борьбе терпят поражение медицинские работники. На призывы власти потерпеть они терпят, но понимают, что жить и «поднимать» детей нужно именно сейчас, а не тогда, когда изменится экономическая ситуация в стране. Поэтому значительная часть из них «голосует ногами». Оставляет профессию и уходит в те отрасли, где справедливости больше...

Следует отметить, что попытки оздоровить ситуацию в медицине предпринимаются. С 2006г. реализуется национальный проект «Здоровье». Появились научно-популярные передачи, художественные сериалы. Принят целый пакет законов регулирующих здравоохранение, главными из которых являются: закон «Об обязательном медицинском страховании», и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В соответствии с 83 Федеральным законом изменены типы учреждений, реализуются региональные программы модернизации. Однако, несмотря на принимаемые усилия, отток кадров не только не остановлен, он усиливается. Не выполнен и основной постулат нацпроекта: «Полное укомплектование первичного звена оказания медицинской помощи», особенно у нас, в Московской области.

В сложившихся условиях, профсоюз работников здравоохранения существенно изменил спектр своих задач. На первый план вышел контроль соблюдения работодателями трудового законодательства. Цель такого контроля - обеспечение трудовых прав работников отрасли и профилактика их нарушений.

А основной инструмент достижения обозначенной цели - социальное партнёрство. Мы довольно серьёзно продвинулись в данном направлении: за пять лет, количество коллективных договоров в лечебных учреждениях увеличилось с 46% до 99%, значительно выросло их качество. В большинстве районов, имеющих управления здравоохранения, заключены отраслевые соглашения, работают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Примером в этом направлении работы является наш двусторонний договор: обкома - с Министерством здравоохранения Московской области и работа двусторонней комиссии. В нём, в частности, предусмотрен пункт проведения проверок работодателя по обеспечению трудовых прав работников. Подобные проверки осуществляются совместно с МЗ МО, Государственной инспекцией труда в Московской области, Комитетом по труду и занятости населения и, лишь в случае необходимости, с прокуратурой Московской области. Следует отметить, что проверки проводятся не столько с целью наказания руководителя, сколько с целью оказания ему практической помощи.

Важно отметить, что акценты правозащитной работы, в последние годы, сместились в сторону первичной организации. Поэтому, теперь проверки осуществляют не только правовые инспекторы труда ЦК Профсоюза, но и первичные и городские организации, в том числе подготовленные нами уполномоченные по правовой работе и охране труда.

С примерами выявленных профсоюзом нарушений, которые носят системный характер, рекомендуем ознакомиться на нашем интернет-портале и профсоюзном «Вестнике» № 3. Он, есть в раздаточных материалах Пленума.
Вашему вниманию предоставляются лишь некоторые из них, которые нас особенно тревожат.

Одно из них - это постоянная реорганизация муниципальной сети здравоохранения. Это слияние, присоединение либо разделение юрлиц. Причём цель всегда одна, благая - экономия бюджетных средств.

Мы не понимаем необходимости постоянных реорганизаций и скептически относимся к их проведению. Ясно, что основное здесь, стремление Глав избавиться от неэффективных, с их точки зрения, руководителей. Отсюда такая высокая их сменяемость, что явно не помогает делу. А главное - страдает большое количество медицинских работников, что делу не только не помогает, а вредит! Профсоюз чрезвычайно заботит данная неуправляемая ситуация, так как сохраняется постоянная угроза нарушения прав работников.

Например: Статьей 75 Трудового кодекса РФ установлено, что «реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками». Несмотря на это, отдельные управления здравоохранения муниципальных образований, принимая решения о реорганизации учреждений, одновременно сокращают штат работников «в связи с необходимостью рационализации штатной структуры». В результате с работниками расторгаются трудовые договоры - их увольняют. Так, проведено сокращение штата в Красновской, Новинской и др. амбулаториях Орехово-Зуевского муниципального района в связи с реорганизацией путем слияния в единый «Центр общей врачебной (семейной) практики». Уволено 9 чел.

Понятно, что сокращение работников при объединении нескольких юридических лиц в одно неизбежно, но проводиться оно должно только после государственной регистрации вновь образованной организации. Ведь при сокращении штата уже в новом объединенном учреждении шанс работника получить предложение вакантной должности значительно выше. Таким образом, у людей появляется возможность сохранить работу, а не оказаться на рынке труда. Особенно в кризис, особенно там, где устроиться на работу - проблема.

Считаем, что Министерству здравоохранения, при работе над концепцией развития здравоохранения Московской области, надо определить единую систему управления муниципальным здравоохранением, что уменьшит череду бесконечных реорганизаций и необоснованных увольнений работников, в том числе и руководителей.

Другая проблема: Реализация права работников - на участие в управлении организацией. Оно гарантировано трудовым кодексом. Такое участие является одной из форм социального партнерства в сфере труда. В автономных учреждениях, в целях демократизации управления, предусмотрено создание Наблюдательных советов, в состав которых должны быть включены представители работников.

Если Трудовым кодексом полномочия представительства работников даны первичным профсоюзным организациям, то закон "Об автономных учреждениях», дает право Учредителю в Уставе определять порядок назначения представителей работников в Наблюдательный совет.

В уставах автономных учреждений М.О. на сегодняшний день установлен такой порядок - «решение о назначении представителя работников принимает Учредитель по предложению руководителя Учреждения». Это значит, что работодатель! Выбирает тех, кто будет представлять интересы работников в Наблюдательном совете. Считаем такое положение недопустимым, нарушающим принципы социального партнерства и нормы трудового законодательства. Представители работников должны определяться в соответствии с трудовым кодексом, т.е. профсоюзным комитетом, либо общим собранием работников. И только эти кандидатуры работодатель может предложить Учредителю в Наблюдательный совет.

Обращаем внимание Министерства здравоохранения Московской области и всех присутствующих, имеющих отношение к автономным учреждениям, на необходимость внесения соответствующих изменений в уставы.

Надо активизировать работу Наблюдательных Советов. Так, за прошедший год, одни из них собирались ежеквартально, а другие ещё ни разу. Конечно, никого этому в институтах не обучали, всем приходится пополнять знания, что называется: «На марше». И большая часть организаторов с этим успешно справляется. Есть определённая часть руководителей, которые ситуацию недооценивают. Но печально, что другая и, довольно значительная часть руководителей, прикрываясь постоянными реформами отрасли, осознанно закрылись от общественного контроля (особенно в финансовой сфере). Причём, настолько, что, теперь, не знают как из этого положения достойно выйти!

В нарушение трудового кодекса, профсоюзных активистов, как законных представителей работников, не допускали, а кое-где до сих пор не допускают к распределению заработанных учреждением денежных средств. А ведь это - основа общественного управления, основа доверия работников своему руководителю, основа Гражданского общества, к которому мы так стремимся. Ситуацию надо срочно поправлять. Давайте вспомним, что мы - представители одной из самых интеллигентных профессий, и просто должны договариваться, обязаны! Нельзя быть «удельными князьками» по отношению к собственным коллегам.

Вот пример: в Подольском районе новый главный врач больницы «Кузнечики» предпринял попытку создать «карманный» профсоюз своей организации. Прикрытие не ново - сохранение части членских взносов, которые не надо перечислять «наверх». Но суть в другом: лишить работников возможности выхода наверх, взаимодействия с профсоюзами области, и федерации, то есть, фактически, ограничить их права!

Обращаюсь к руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований. Все вы, коллеги, являетесь членами горкомов и райкомов, а все председатели медицинских округов - членами обкома. Прошу вас, помогайте своим менее опытным коллегам правильно взаимодействовать с профсоюзом работников здравоохранения.

Обращаемся к Центральному комитету профсоюза работников здравоохранения, М.М. Кузьменко и нашему профсоюзному Депутату Государственной Думы В.В. Кабановой. Пришла пора диалога с Министерством образования по принятию необходимых поправок в закон об образовании. Следует включить в государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования специальный курс, разъясняющий будущим работникам способы защиты своих прав при помощи специально созданных для этого инструментов: Общественных организаций и, в первую очередь - профсоюзных.

Мы, уже имеем некоторый опыт в популяризации результатов профсоюзной работы. Сотрудники обкома проводят семинары для организаторов здравоохранения на Факультете усовершенствования врачей, и они неизменно пользуются большим интересом у слушателей.

Следующая проблема. В последние годы в здравоохранении повсеместно применяется заемный труд - аутсорсинг. При этом сторонним организациям передаются, как правило, хозяйственные функции ЛПУ, например, организация питания пациентов, техническое и коммунальное обслуживание. С целью выполнения плановых объемов по ОМС возможно заключение договоров и на оказание медицинских услуг. В этом случае они заключаются с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Возникла дискуссия о возможности аутсорсинга младшего

медицинского персонала. Московской областной организацией профсоюза исследована такая возможность по просьбе профкома Коломенской ЦРБ. Главный врач больницы имел намерение сократить 43 ставки санитарок поликлиники и передать их функции сторонней организации. В результате изучения правомерности такого рода инициативы и проведенных консультаций, мы пришли к выводу, что передача функций медицинского персонала сторонней организации, не имеющей лицензии на медицинскую деятельность, невозможна. Министерство здравоохранения Московской области поддержало позицию профсоюза, его вердикт - применение аутсорсинга медицинского персонала исключено.
Вот пример правильного взаимодействия. Первичная

организация вступила в конструктивный диалог с руководителем, вышестоящими профсоюзными организациями и правильное решение было найдено. Хочется отметить и позицию главного врача. Он с пониманием отнёсся к проведенной профсоюзом работе и согласился с предложенными доводами. Вполне цивилизованное интеллигентное взаимодействие, за которое всем спасибо.

Со всеми материалами по данному вопросу можно ознакомиться на нашем Интернет-портале в разделе «Правовая защита».

Предлагаем Вам присоединиться к обсуждению проблемы аутсорсинга в здравоохранении на страницах портала, поделиться своим опытом, который поможет избежать ошибок неискушённым в данном вопросе руководителям.
Следующая проблема - с предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда.

В апреле 2012 года Верховный Суд вынес определение, из которого следует, что «Списки работ и должностей, дающие право на дополнительный отпуск..», действующие ещё с 1974г. - противоречат Трудовому кодексу РФ и не подлежат применению. В связи с тем, что данный вывод содержится лишь в мотивировочной части определения Верховного Суда, а в резолютивной его части отсутствует факт признания «Списков ...» недействительными, Федерация независимых профсоюзов не согласилась с позицией Верховного Суда.

ФНПР посчитал, что Верховный суд не вынес решения по существу, то есть не признал нормативный правовой акт недействующим.

Генеральная прокуратура РФ поддержала позицию ФНПР: направила в Верховный Суд представление, в котором потребовала отменить неправомерное определение.

1 ноября 2012 г. Апелляционная коллегия Верховного Суда установила, что «Списки ...» продолжают действовать, поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, их заменяющий!
В связи с этим, обращаем внимание руководителей медицинских организаций, особенно тех, кто активно возражал нам в данном вопросе: «Списки ..» носят нормативный характер и обязательны к применению!

Ещё один комплекс проблем связан с аттестацией рабочих мест.

Данная работа постоянно находится в поле зрения профсоюзных комитетов. Наша задача - обязательное участие в ходе аттестации, ведь некачественное ее проведение приведет к отмене льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, а это несправедливо.

Следует отметить, что финансирование мероприятий на проведение аттестации растет. В 2011 году это позволило аттестовать 7 тысяч рабочих мест. Это вдвое больше чем в 2010 году, но вдвое меньше чем условный годовой план. Из общего количества 70 тысяч рабочих мест, аттестовано всего 40,2%. Понятно, что аттестация должна проводиться циклично - один раз в пять лет. А это значит, что ежегодно должно быть аттестовано не менее 20%, т.е. не менее 14 тыс. рабочих мест. То есть и расходы должны возрасти вдвое!

Возникают вопросы. Из каких денег главный врач будет её проводить? Из средств ОМС, при переходе на одноканальное финансирование? Из бюджетных средств? Если бюджетных - то какого уровня? Областного? Тогда предусмотрены ли соответствующие субвенции муниципальным бюджетам?

Мы ещё находимся в полном провале по количественному показателю аттестации рабочих мест, а уже «в полный рост» стоят проблемы качества её проведения:
- аттестующими организациями не определяются более половины биологических и химических факторов, которые реально воздействуют на организм медицинских работников. Не учитывается синдром эмоционального выгорания, а значит, компенсаций в полном объёме им не назначается.

Считаем, что ЦК необходимо обратиться к Правительству РФ с просьбой разработать специальные рекомендации по проведению аттестации в медицинских организациях, которые бы учли все специфические (отраслевые) факторы вредности. Особенно те, которые невозможно оценить и инструментально измерить при проведении аттестации и невозможно устранить. К этим факторам мы относим постоянную эмоциональную, психологическую и нервную напряженность медицинских работников, связанную с их постоянным контактом с пациентами.

- Кроме этого, и руководители и аттестующие организации допускают договорные (более дешёвые, не учитывающие все вредные факторы, воздействия на организм работника) аттестации рабочих мест.

В связи с этим обращаем внимание председателей первичных профсоюзных организаций. Ваше участие в работе аттестационной комиссии учреждения и контроль за её результатами - обязателен!

Вопросы охраны труда, аттестации рабочих мест обсуждались и на прошедшем 30 октября пленуме ЦК Профсоюза. Все материалы размещены на сайте ЦК и на нашем портале в разделах: охраны труда, новости и доклады председателя.

Конечно, есть и положительные стороны реформирования и модернизации здравоохранения Московской области. В результате их реализации, были улучшены условия труда более чем 21тысяче работников. Это благодаря проведению капитальных и текущих ремонтов, приобретению и установке нового медицинского оборудования. Именно с этими изменениями мы связываем уменьшение травматизма и несчастных случаев в медицинских учреждениях Московской области. Программа модернизации не закончена, надеемся, будет продлена на 2013год, что значительно увеличит положительные изменения.

В то же время, в условиях реформирования и модернизации отрасли здравоохранения перед организациями Профсоюза особенно остро стоят задачи соблюдения социально-экономических прав работников и повышения уровня их социальной защиты.

В здравоохранении вводятся стандарты качества оказания медицинской помощи, стандарты лечения. Но до сих пор нет стандартов оплаты труда и нормативов нагрузки. Для улучшения качества оказания медицинской помощи необходимо не только модернизировать материально-техническую базу отрасли и улучшать условия труда, но и увеличивать размер заработной платы работников здравоохранения, повышать их социальную защищенность.
Выступая на VII съезде ФНПР в январе 2011 года, В.В. Путин подчеркнул важную роль профсоюзов в формировании региональных программ модернизации здравоохранения и выразил надежду на активную помощь в их реализации.

В нашей области, профсоюзными организациями всех уровней, постоянно проводится мониторинг реализации Программы модернизации здравоохранения. Вопрос дважды рассматривался на Президиумах обкома, инициирован для рассмотрения на Общественной Палате МО, совместно с ТФОМС МО были проведены 2 совещания в ноябре 2011 года и в марте 2012 года. Суммарно, в них приняло участие около 700 человек. Интерес был такой, что в этом зале было подставлено дополнительно более 50 мест!

Для Профсоюза программа модернизации здравоохранения, является важной так как она, посредством укрепления материально-технической базы отрасли, существенно улучшит условия труда работников, но самым важным для нас является возможность повышения заработной платы.

Начиная с 01 января 2011г., во всех учреждениях здравоохранения Московской области, участвующих в модернизации отрасли, были приняты соответствующие локальные нормативные акты. Они касались выплат стимулирующего характера работникам, реализующим внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи, повышающим доступность амбулаторной помощи и участвующим в проведении углубленной диспансеризации 14-летних подростков.

Однако не везде соблюдается порядок учета мнения профкома при принятии локальных нормативных актов. В ряде организаций работодатели до сих пор считают, что мнение профкома - это подпись его председателя. А согласно законодательству, мнение профкома должно быть выражено в письменной форме. Как правило, это выписка из протокола заседания профсоюзного комитата. В противном случае - локальные акты не подлежат применению, и, следовательно, распределение средств, в соответствии с ними, может быть признано их нецелевым использованием.

Например: в городской клинической больнице г. Жуковский, и руководитель и профком это отлично понимают. Все Положения по оплате труда у них приняты в соответствии с законодательством.

Но есть и другие примеры: - Щелковский район. КВД. Главный врач распределяет средства от платных услуг без участия профкома. Причём профсоюзного лидера, обратившегося к ней с данной просьбой, принародно поднимает «на смех». Но в данном случае «на смех» надо поднимать главного врача, который нарушает Трудовой Кодекс и не знает, что такое Профсоюз в современных условиях. Необходимо изучать трудовое законодательство. Ведь, как говорится: «Незнание... не освобождает от ответственности». Ещё раз подчёркиваю, коллеги. Это касается - многих.

Следует отметить, что количество специалистов, получающих дополнительные выплаты в рамках реализации программы модернизации здравоохранения, в 2012 году возросло в сравнении с 2011 годом. Из общего числа врачебного персонала оно составляет - 45-55%, из числа среднего медицинского персонала - 40-50%. Заработная плата упомянутых работников увеличилась на 25-40%.

Но, наряду с этим, существует ряд проблем: по размеру выплат, категориям персонала, получающим выплаты, наличию соответствующего образования и др. (Подробнее с проблемами вы можете ознакомиться на слайде)

- Не решен вопрос о выплатах по программе модернизации в случае если работники не имеют соответствующего медицинского образования. В настоящее время, в ряде регионов уже сложилась положительная судебная практика для работников. Например, в Ярославле, где выплаты производятся за выполняемую работу, а не за полученное образование.

- Отмечаются значительные различия в порядке осуществления выплат работникам. В ряде учреждений, за работу по стандартам и за проведение диспансеризации, выплаты производятся исключительно медицинским работникам. А в некоторых - прочий персонал получает больше, чем медицинский.

- Не решен вопрос о выделении средств на стимулирующие выплаты специалистам, занимающим бюджетные должности и оказывающим амбулаторную помощь (фтизиатрическая, психиатрическая службы и т.д.). Это, по сути, дискриминация работников по источнику финансирования занимаемой должности.

- В отдельных учреждениях здравоохранения, до настоящего времени, применяются ограничения размера выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и среднему медперсоналу, участвующим в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи. Они не знают, что ограничения были сняты ещё с 1 января 2012г.

Таким образом, повышение заработной платы отдельным категориям работников, за участие в реализации программы модернизации здравоохранения, пока, не привело ни к кардинальному решению проблемы увеличения заработной платы ни к повышению укомплектованности кадров.

Сегодня это понимают все. В здравоохранении имеется острый дефицит кадров. По данным статистики, за 2011 год, в России не хватает 170 тысяч врачей и почти 850 тысяч среднего медицинского персонала. В Московской области дефицит врачей - 14 тысяч, а средних медицинских работников - 26. Специалисты уходят из отрасли. И, ни для кого не секрет, что уходят они из-за низкой заработной платы, которая совершенно не соответствует выполняемой работе и интенсивности труда. А также из-за нерешенных жилищных проблем, и недостаточной социальной защищенности.

Оценив предварительные итоги модернизации, которые коренным образом не смогли изменить социально-экономическое положение работников отрасли, в текущем году, Президентом РФ В.В. Путиным были предприняты новые шаги. Указами Президента РФ от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», предусмотрено повышение, к 2018 году, средней заработной платы врачей до 200%, а среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Согласно статистическим данным, в настоящее время, это соотношение выглядит иначе. Заработная плата в отрасли росла пропорционально с заработной платой по экономике, но не только не приблизилась к ней в процентном отношении, а даже удалилась. В Московской области прослеживается аналогичная тенденция.

Следовательно, в течение ближайших 5 лет у медицинских работников последует значительное увеличение заработной платы. И наш Профсоюз очень обеспокоен тем, как это будет происходить и, что для этого уже предпринимается?! Сегодня четко определено, что будет ежеквартальный мониторинг соотношения заработной платы медицинского персонала к средней заработной плате в регионе. Но, до сих пор, ни в Российской Федерации, ни в Московской области не урегулирован вопрос периодичности и размеров повышения заработной платы.

Мы знаем, что стоимость базовой программы ОМС на 2013 год будет значительно увеличена. В том числе, и на повышение заработной платы. Прогнозируется ее рост в 2013 году на 24 %. Это было озвучено председателем Федерального фонда ОМС РФ Натальей Николаевной Стадченко в октябре 2012 года на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Необходимо отметить, что в учреждениях здравоохранения Московской области за 2011-2012 годы четыре раза были повышены размеры должностных окладов работников. В результате, размер средней заработной платы по итогам первого полугодия 2012 года составил 27976 рублей.

Казалось бы, наметилась положительная динамика и есть надежда, что к 2018 году в здравоохранении Московской области будет достигнут намеченный Президентом уровень заработной платы. Но все осложняется тем, что размер средней заработной платы рассчитывается на физическое лицо, а не на занятую штатную единицу. А в Московской области один из самых высоких в стране коэффициент совместительства в организациях здравоохранения. Он составляет 1,54, а в некоторых районах - достигает 1,9 и не уменьшается, как в других регионах. (Слайд по коэф-ту совместительства) Поэтому, понятно, что размер средней заработной платы на занятую штатную единицу за первое полугодие 2012 года в Московской области составляет лишь 18 тысяч рублей.

Иными словами, в связи с острым дефицитом кадров в организациях здравоохранения, большинство сотрудников работает на полторы, а то и более ставки, и только в этом случае размер средней заработной платы в отрасли достигает 28 тысяч рублей.

Данная ситуация сложилась на фоне низкой обеспеченности и врачами и средним медицинским персоналом на 10 тысяч населения. По этому показателю Московская область делит с Брянской 11-12-ое место (из 18-ти) в Центральном федеральном округе, а по обеспеченности средним медицинским персоналом - занимает последнее 18-ое. Кроме этого, в настоящее время, в здравоохранении работает значительное число специалистов предпенсионного и пенсионного возраста, которые могут в любой момент уволиться. И это так же надо учитывать.

На этом фоне обращает на себя внимание передача медицинских училищ Московской области, из ведения Министерства здравоохранения МО, в подчинение Министерства образования и науки МО. Целесообразно ли это?! Ведь профильное министерство лучше знает, кто нуждается в кадрах и где предложить работу выпускникам. Многие из министерств здравоохранения ЦФО, под разными предлогами училища не передали.

В 2012 году, продолжилось уменьшение количества врачей и медицинских сестер, оказывающих первичную медицинскую и специализированную помощь, лаборантов, и др. Так, по состоянию на 01 октября 2012г. количество врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, уменьшилось на 114 человек, а медицинских сестер - на 106.

Кадровую проблему уже пытались решать неоднократно. Но делали это точечно, например, в целом по Российской Федерации увеличивали заработную плату работникам первичного звена, а в Московской области - отдельным категориям специалистов. Такие попытки делаются не от хорошей жизни и не приносят успеха.

Сегодня все понимают, что нужен системный подход, который будет учитывать все аспекты:
- Важнейший из них - увеличение размера заработной платы всем работникам отрасли, определив при этом единые базовые оклады специалистов разных квалификационных уровней на все территории РФ как стандарт оплаты труда;
- Другой - снижение и четкое определение норм труда в соответствие со стандартами качества оказания медицинской помощи и порядками оказания медицинской помощи;

- Кроме этого - улучшение условий труда; решение жилищных проблем; повышение уровня социально-экономической защиты работников отрасли.

Таким образом, Профсоюз работников здравоохранения выступает за необходимость четкого планирования повышения размера заработной платы, для достижения уровня оплаты, намеченного в Указе Президента. Выступает за установление единых базовых окладов по квалификационным уровням на всей территории Российской Федерации, определив при этом базовый оклад первого квалификационного разряда (санитарки) не ниже МРОТ. При этом, особое внимание обращает на то, что размер гарантированной части заработной платы (которая состоит из должностного оклада, и компенсационных выплат), суммарно должен быть не менее 70%.

Поэтому, у областного комитета, вызывает серьезную обеспокоенность то обстоятельство, что в бюджете Московской области на 2013 год, предусмотрено повышение должностных окладов работников учреждений здравоохранения лишь на 6%, да и то, только с 1 сентября. При такой динамике вряд ли можно рассчитывать на выполнение Указа Президента. Тем более, что и средняя заработная плата в регионе «не стоит на месте». Пока не понятно, как в Московской области будет решена эта задача.

Обращаем внимание исполнительных органов власти на то, что до сих пор размер стимулирующих выплат в отношении каждого работника остаётся ограниченным. Мы многократно обращались по снятию этих ограничений. Нас поддержал ТФОМС МО. Нас услышали, но частично. Увеличены размеры выплат стимулирующего характера в отношении каждого работника с сентября 2012 года. Надо идти дальше и отменить все ограничения. Мы будем продолжать контролировать этот вопрос.

Кроме того, дополнительные ассигнования, предусматриваемые при планировании фонда оплаты труда, на выплаты стимулирующего характера в 2012 году в большинстве учреждений здравоохранения составляют лишь 1-3% от ФОТ, в то время как в федеральных учреждениях здравоохранения - заложено 30%. Это не способствует стимулированию качества труда и выполнению Указа Президента.

Ситуация осложняется тем, что после повышения должностных окладов работников на 6% с 01 сентября 2012 года, в МОК профсоюза работников здравоохранения поступают сигналы о том, что в учреждениях здравоохранения (МУЗ «Озерская ЦРБ», МУ «Тучковская районная больница» (Рузский район) и др.) недостаточно средств на выплату заработной платы работников. А в ряде учреждений здравоохранения размер заработной платы не увеличился, так как одновременно с повышением заработной платы был снижен размер доплат за выполнение дополнительной работы и выплат стимулирующего характера. С возникшими проблемами и причинами их возникновения еще предстоит разобраться.
Другой не менее важной составляющей в решении проблемы укомплектованности кадров являются нормы труда. Они довольно часто увеличиваются работодателями в одностороннем порядке без согласования с профсоюзом. (статья 162 ТК РФ) Причина ясна, руководителю хочется сохранить объёмы, несмотря на увольнение людей. Они перекладывают нагрузку уволившегося на других. В этом случае медработник трудится и за себя и «за того парня», заработав при этом значительно меньше, чем за выполнение той же работы получил бы «укомплектованный кадр». Переработка - ведёт к синдрому эмоционального выгорания, а это, в свою очередь, к безразличию, а то и грубости. Возникает порочный круг.

Профсоюз работников здравоохранения постоянно поднимает проблему высокой интенсивности труда медработников. И в настоящее время, нашим Председателем М.М. Кузьменко, озвучено, что договоренность с Министерством здравоохранения РФ достигнута. Цитирую: «Нормативы будут разрабатываться для того, чтобы кадровую систему действительно привести в порядок, чтобы количество работающих соответствовало той нагрузке, которая существует».

Улучшение жилищных условий работников учреждений здравоохранения - один из важнейших аспектов, способствующих закреплению кадров. Проблема эта также не нова, и были сделаны различные попытки ее решить. Одна из последних - это выделение средств, в размере 1 млн. рублей для молодых врачей, переезжающих на работу и жительство в сельскую местность. Конечно, это не может кардинально изменить ситуацию, всего за 2011-2012г.г. в масштабах всей страны удалось привлечь около 4 тысяч молодых врачей, а в Московской области - всего 48 человек.

Нашу Московскую областную организацию профсоюза не может не радовать тот факт, что руководство Московской области понимает всю значимость этой проблемы. В июле текущего года Губернатором Московской области были даны поручения о разработке соответствующей жилищной программы, которая бы позволила не только удержать имеющиеся, но и привлечь новые кадры в здравоохранение Московской области. Однако настораживает то, что к разработке этой программы не привлекаются профсоюзные организации, имеющие большой опыт в решении жилищных проблем.

Крайне важно скоординировать те немалые усилия, которые предпринимаются органами исполнительной власти. В настоящее время жилищные условия работников отрасли улучшаются за счет бюджетов области и муниципальных городов и районов. Способы разные: выделение жилья безвозмездно, или на льготных условиях, предоставление ссуд на приобретение жилья, долевое строительство, выделение земельных участков для индивидуального строительства и другие. Причем, в ряде муниципальных образований этому вопросу уделяется большое внимание, а в других - нет.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях Московской области состоит около двух с половиной тысяч работников учреждений здравоохранения. За 2011 год были улучшены жилищные условия 380 работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. 184 из них выделены квартиры. В первом полугодии 2012 года жилищные условия улучшены 297 медицинским работникам. Из них получили квартиры - 152 человека. При такой динамике, жилищные условия у очередников могут улучшиться только через 7-8 лет. При этом, здесь не учтены новые кадры, необходимые для покрытия существующего дефицита.

Поэтому крайне важно, чтобы в Московской области в ближайшее время в рамках комплексной программы закрепления кадров была определена система мер по улучшению жилищных условий работников здравоохранения. В свою очередь, профсоюзы готовы самым активным образом принять участие в решении этой проблемы.

Хочу особо обратить ваше внимание, что для работников важное значение имеет уровень их социальной защиты. Мы все долгое время были уверены, что в Московской области работники отрасли социально защищены лучше, чем в других регионах. Однако, сегодня у нас этой уверенности нет. Укомплектованность кадрами говорит сама за себя.

Другие субъекты федерации, имея более низкий размер средней заработной платы, чем в Московской области, активно используют механизмы социального партнерства. В региональных, отраслевых и территориальных соглашениях, принимаемых на муниципальном уровне, они предусматривают меры социальной поддержки, позволяющие улучшить кадровую ситуацию. В условиях, когда мы не можем конкурировать в уровне заработной платы с Москвой, нам надо использовать опыт других территорий.

В Отраслевых Соглашениях Белгорода, Владимира, Воронежа, Новосибирска, Ростова, Свердловска, Татарстана, Красноярска и многих других, одним из приоритетных направлений социальной политики является создание системы обеспечения работников жильем, а также осуществление поддержки молодых специалистов.
В Татарстане закреплены меры по повышению заработной платы работников отрасли до уровня минимального потребительского бюджета на каждого члена семьи (прогноз 2013г. - до 9970 рублей).

В Тульской области для работников предусмотрена ежемесячная региональная надбавка, выплата материальной помощи к отпуску на лечение, выплата единовременных пособий молодым специалистам при поступлении на работу.

В Курской - ежегодно при уходе в отпуск выплачивается два должностных оклада за счет бюджетных средств.

В Челябинске молодёжи, выплачиваются «подъемные» (врачам - 100 тыс. руб., среднему медперсоналу - 50 тыс. руб.) и предоставляется служебное жилье либо компенсации за наем квартиры при условии работы в течение 3 лет в муниципальном учреждении здравоохранения.

В Ставрополье, ещё до выхода Федерального закона, молодым врачам на селе, предоставлялось единовременное пособие в размере 1 млн. рублей и существенные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти нормы сохранились и после выхода Федерального Закона, расширив список работников.

В Соглашениях многих регионов есть обязательства власти выплачивать ежегодную доплату за путевки на санаторно-курортное лечение нуждающимся в оздоровлении медицинским работникам. Есть и множество других, примеров.

В областных и муниципальных Соглашениях нашей области также определены некие меры социальной поддержки для работников. Но, в условиях кризиса, они минимизированы и не позволяют, пока, к сожалению, закрепить работников. Поэтому целесообразно уже в ближайшее время садиться за стол переговоров и вносить дополнения в Соглашения, повышающие уровень социальной защиты работников отрасли. И, конечно, разработать комплексную программу закрепления кадров.

Мы готовы представить свои предложения в МЗ МО и другие структуры Правительства МО и принять участие в совместной работе.

Благодарю за внимание.

0

Обсуждение:

Миленина Алентина Ивановна
16 ноября 2012 в 14:00

Уважаемый Анатолий Иванович на одном дыхании прослушала Ваш доклад на пленуме, который правдиво отразил все аспекты нашего здравоохранения , я полностью с Вами согласна. Я не слышала такого прекрасного , справедливого доклада за всё время моей работы в профсоюзе. На президеуме мы решили распечатать Ваш доклад в каждую профгруппу как образец защиты профсоюзом трудовых и социально-экономических интересов работников здравоохранения.

Грищенко Татьяна Васильевна
16 ноября 2012 в 15:09

Есть конкретика, обозначение проблем, предложения по их решению и дальнейшему взаимодействию. Все по делу. Без лишней воды и "заигрывания перед" , "заигрывания проблем"- это по поводу доклада Анатолия Ивановича. А министр, если позволите, молод, чувствуется отсутствие опыта, знаний проблем работников здравоохранения, но может быть наше партнерство (профсоюза и министра )поможет ликвидировать эти временные "трудности" . Мне показалось что у него есть желание нас слушать. Информацию о Пленуме подготовили в виде информационных листков - "раздаток" с пунктами принятого Постановления и адресом сайта МООП, где можно подробно познакомиться с основным докладом А.И. Домникова. Спасибо всем работникам МООП за подготовку Пленума.

Крыленкина Любовь Владимировна
16 ноября 2012 в 15:25

Спасибо всем работникам МООП работников здравоохранения за высокий уровень организации и проведения Пленума. Вы, как всегда, на высоте!
О докладе А.И. Домникова. Интересно, информативно, отражены все аспекты работы системы. Из Клина нас было много: и председатели "первичек" и члены горкома. Доклад понравился всем, впечатляет знание всех проблем здравоохранения. Есть чем поделиться с членами профсоюза и руководителями ЛПУ. Прозвучало много конкретных предложений, призывающих нас к действию! Еще раз спасибо!

Кондрашкин Александр Николаевич
17 ноября 2012 в 14:20

Выступление очень понравилось. Все абсолютно по делу, с указанием конкретных проблем. Для нас особенно актуальным был вопрос о целесообразности передачи медицинских училищ в ведомство Министерства образования и науки МО. Спасибо.

Титкова Светлана
19 ноября 2012 в 13:05

Участники V Пленума МООП от Шатурской ГО профсоюза работников здравоохранения поддерживают требования ,выдвинутые в докладе Домникова А.И.Доклад очень конкретен,затронуты все важные проблемы и задачи,стоящие как перед нашей профсоюзной организацией, так и перед Министтерством здравоохранения,показаны пути решения данных задач.Обязательно данный документ доведём до сведения наших членов профсоюза.

Тодоренко Анатолий Борисович
19 ноября 2012 в 14:30

Уважаемые коллеги! Завершил работу V Пленум Московского областного отраслевого комитета профсоюза, а его итоги и предстоящую работу по воплощению в жизнь его решений еще предстоит обсудить и приступить к практической реализации поставленных задач.
Что касается итогов, в настоящее время в адрес областного комитета продолжают поступать отзывы о Пленуме от его участников, которые подтверждают правильность позиции Президиума МОК о вынесении на обсуждение медицинской общественности Московской области наболевших в отрасли вопросов модернизации и связанных с ними проблем в сфере трудовых и социально-экономических прав работников здравоохранения.
Конечно, самый обсуждаемый раздел Пленума, это доклад Председателя МОК РЗ РФ Домникова А.И. Наши респонденты отмечают, что доклад очень актуален, впечатлил участников Пленума серьезностью поднятых проблем и необходимо идти дальше, добиваясь реализации принятого Пленумом постановления.
В ходе обсуждения доклада, большой интерес вызвало выступление Директора ТФОМС МО Антоновой Г.А. Это и понятно - в 2013 году отрасль переходит на одноканальное финансирование через ОМС и у главных врачей, профсоюзных лидеров до настоящего времени остаются неусвоенными ряд связанных с этим вопросов.
Учитывая, что предстоящий переход на одноканальное финансирование затрагивает интересы практически всех медицинских работников области, а также отсутствие у главных врачей, экономистов и бухгалтеров ЛПУ необходимой практики работы в предстоящих условиях, Директор ТФОМС МО Антонова Г.А. предложила Московскому областному комитету профсоюза РЗ РФ продолжить обсуждение имеющихся проблем в рамках расширенного семинар-совещания Профсоюза и ТФОМС МО.
Уважаемые председатели ГО,РО,ТО,ПО профсоюза! Нам необходимо узнать ваше мнение по поводу проведения такого семинара. Наверное, нужно продумать и перечень основных проблемных вопросов, для подготовки соответствующих ответов специалистами ТФОМС МО.
Ждем дальнейшего обсуждения!

Можайская МРО
19 ноября 2012 в 17:01

Филимонова Ольга Николаевна
Доклад Анатолия Ивановича на 5 пленуме актуален, конкретизирован цифрами, освещены все важные проблемы в здравоохранении области. Слушала доклад и была горда за то, что наш председатель МООП не только так близко и конкретно знает проблемы, но и предлагает варианты решений. Сильный доклад!
А вот с перехлдом на одноканальное финансирование через ОМС остается много вопросов, а может быть и каких-то предложений, уточнений. Надеемся на семинар, на который необходимо пригласить специалистов ФОМС, рукаводителей ЛПУ, профсоюзный актив.

Тодоренко Анатолий Борисович
20 ноября 2012 в 13:14

Спасибо, Ольга Николаевна!
Из Вашего сообщения мы поняли, что семинар с ТФОМС нужно проводить. Но кроме этого, мы просили всех председателей сообщить какие вопросы необходимо рассмотреть на семинаре, чтобы определиться с объемом вопросов и необходимым временем для подготовки специалистов ТФОМС. От этого зависит дата проведения семинара.

Домников Анатолий Иванович
20 ноября 2012 в 20:38

Коллеги, по предварительному согласованию с директором ТФОМСМО МО Антоновой Г. А. Определена дата 06.12. 2012г. Начата работа по поиску зала, согласованию вопросов, подлежащих обсуждению. Просим Вас согласовать темы выступлений и выступающих с директорами филиалов ТФОСМ МО и финансистами управлений здравоохранения и ЛПУ. А так же прикинуть количество людей, желающих принять участие в совещании от вашей территории.

Крыленкина Любовь Владимировна
21 ноября 2012 в 11:09

Семинар с ТФОМС очень нужен всем: финансовым работникам Управлений здравоохранения и лечебных учреждений, профсоюзному активу. Кроме того скорая медицинская помощь будет с января работать в системе ОМС. Вопросов у всех много накопилось.
Вопросы к семинару подготовим, число участников согласуем и сообщим.

Ливанова Алла Петровна
21 ноября 2012 в 21:39

ЛИВАНОВА А. П. 20 ноября 2012г.
Уважаемый Анатолий Иванович! Пленум проведен на самом высоком уровне, содержательный доклад затронул самые злободневные и актуальные вопросы работников. Видна слаженная работа всей команды обкома профсоюза. Очень интересными были выступления председателей районных организаций профсоюза Владимировой О. К. и Мавриной Е. Ю. С большим вниманием прослушали выступление министра здравоохранения МО Тришкина Д. В., основная мысль , прозвучавшая в конце его выступления о готовности активно сотрудничать с профсоюзом здравоохранения радует на дальнейшее взаимопонимание и самое активное участие в решении задач повышения уровня защищенности трудовых и социально- экономических интересов работников здравоохранения московской области.
Подписанный договор по обмену опытом и дальнейшем сотрудничестве между МООП работников здравоохранения РФ и Минской областной организацией Белорусского профсоюза поможет дальнейшей совместной работе по обмену опытом и возможностью оздоровления наших работников. Спасибо за интересный и содержательный раздаточный материал.

Социальная ипотека для врачей

 

 Двустороннее отраслевое соглашение 2018-2020

 «…Вставай, поднимайся, рабочий народ!»

Известный журналист Андрей Караулов выпустил документальный фильм о проблемах в сфере социально-трудовых отношений в современной России

   Банер

 

 

Новые комментарии

22.02.2018 в 12:36
20.02.2018 в 09:45
19.02.2018 в 11:59
Коллеги! Это что новость? Мы это уже проходили! Вы что уже забыли пресловутые 5 и 10 тысяч, которые выплачивали участковым терапевтам и педиатрам? Насколько я помню, тогда была такая же мотивировка - дефицит врачей первичного звена, привлечение специалистов и выполнение дополнительного объема работ. Вот на вопрос о достигнутых результатах тогда - ответить не смогу, честно не знаю... Когда эти доплаты отменили, мотивируя типа "достигнутыми" результатами, слез и переживаний у обозначенной категории было много. Судя по "желанию" губернатора "опять" проработать этот вопрос и с теми же суммами видимо надежды где то и как то не совсем "не оправдались"? Как то "под достали" эти тенденции к разрушению, а потом к тяжелому и сложному "возрождению". Я не против доплат, я - за, был бы результат....... Есть такая притча. Осел никак не хотел везти груженную тачку и хозяина. Хозяин упрямое животное и хворостиной хлестал, и уговаривал, и угрожал свести на бойню, ничего не выходило, осел стоял как вкопанный. Тогда хозяин привязал к длинной палке морковку и положат палку между ушей осла, так что бы морковка была перед мордой животного. Осел увидел морковку и просто помчался в погоне за ней. Так он бежал всю дорогу и в конце пути свалился замертво. Рядом, в пыли, валялась морковь, то, ради чего он потратил свою жизнь.
16.02.2018 в 15:38
14.02.2018 в 11:09

© МООП РЗ РФ, 2008-2017

119331, г. Москва, ул. Марии Ульяновой, д. 9, корп. 1
Телефоны (факс): (499) 138-03-40; (499) 138-03-94; (499) 138-03-57; (499) 138-51-34  
Электронный адрес: moopzdr@medicalprof.ru 

Политика конфиденциальности МООП РЗ РФ: обработка персональных данных пользователей и политика защиты персональной информации пользователей

Сайт создан в студии веб-дизайна «Legal Studio»

Яндекс.Метрика
0.1